Верховная Рада принимает законодательные меры по предупреждению распространения коронавирусной болезни (COVID-19), которые касаются не только государственных и местных органов власти, предприятий, учреждений, организаций, но и практически каждого из нас. В частности, 13 апреля с. г. парламент на своем внеочередном заседании принял Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О защите населения от инфекционных болезней» относительно предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID-19)»№ 555-IX (далее - Закон № 555-IX). Этот нормативно-правовой акт был опубликован и вступил в силу 18 апреля с. г. О новеллах этого и других «карантинных» законов расскажем более подробно.
Что такое «самоизоляция» и «обсервация»
Законом № 555-IX впервые в украинском законодательстве даны определениятаким юридическим понятиям как «самоизоляция», «обсервация», «обсерватор».
Самоизоляция — это нахождение лица, в отношении которого есть обоснованные основания о риске инфицирования или распространения им инфекционной болезни, в определенном им месте (помещении) с целью соблюдения противоэпидемических мер на основе личного обязательства.
Обсервация —это нахождение лица, во отношении которого есть риск распространения инфекционной болезни, в обсерваторе с целью его обследования и осуществления медицинского надзора за ним.
Обсерватор —это специализированное заведение, предназначенное для нахождения лиц, подлежащих обсервации, их обследования и осуществления медицинского надзора за ними.
Обсерваторы и специализированные госпитали
Статья 31 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней», которая теперь называется «Обсерваторы, временные учреждения здравоохранения (специализированные госпитали)» изложена в новой редакции.
Так, в случае установления карантина на время его действия и при необходимости органы исполнительной власти, органы местного самоуправления образуют на территории карантина временные учреждения здравоохранения (специализированные госпитали), обсерватор. Временные учреждения здравоохранения (специализированные госпитали) образуются по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления с целью дополнительного обеспечения оказания медицинской помощи населению с возможностью использования помещений, имущества других заведений и учреждений.
Обязательной госпитализации в специализированные больницы подлежат больные особо опасными и опасными инфекционными болезнями, а также лица с симптомами таких болезней.
Порядок обустройства и функционирования обсерваторов, временных учреждений здравоохранения (специализированных госпиталей) устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения (далее – МОЗ).
Обсервации и самоизоляции подлежат лица, подпадающие под критерии, определенные в решении об установлении карантина.
Лица, которые изъявили желание покинуть территорию карантина до его отмены, должны получить справку о возможности выезда из зоны карантина в течение инкубационного периода болезни, которая выдается по результатам медицинского обследования в порядке, определенном МОЗ.
На период пребывания в самоизоляции, обсервации, во временных учреждениях здравоохранения (специализированных госпиталях) лицу выдается листок нетрудоспособности, который оплачивается в размерах и в порядке, установленных законодательством для лиц, признанных временно нетрудоспособными вследствие заболевания.
Заключительными и переходными положениями Закона № 555-IX установлено, что на период действия карантина или ограничительных мероприятий, связанных с распространением коронавирусной болезни, и в течение 30 дней со дня его отмены, в частности, разрешается образование органами государственной власти, органами местного самоуправления временных учреждений здравоохранения (специализированных госпиталей) для осуществления мероприятий с целью противодействия распространению коронавирусной болезни без необходимости выполнения соответствующими учреждениями здравоохранения требований, связанных с лицензионными условиями деятельности, и с возможностью использования помещений и имущества других заведений и учреждений для развертывания таких госпиталей.
Требования к временным учреждений здравоохранения и порядок их создания определяются МОЗ.
С целью противодействия распространению коронавирусной болезни учреждения здравоохранения могут привлекать дополнительно, на условиях контракта, лиц, имеющих соответствующее специальное образование и отвечающих Единым квалификационным требованиям. В случае наличия у лица на момент заключения контракта основного места работы, независимо от подчинения и формы собственности работодателя, за таким медицинским работником на срок действия контракта сохраняется его основное место работы и должность, а оплата труда по основному месту работы осуществляется за фактически выполненную работу. Порядок заключения контракта, его типовая форма и размер оплаты труда по контракту определяются МОЗ.
Обработка персональных данных на время карантина
На период карантина Законом № 555-IX разрешена обработка персональных данных без согласия лица, в частности данных, касающихся состояния здоровья, места госпитализации или самоизоляции, фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, работы (учебы), с целью противодействия распространению коронавирусной болезни, в порядке, определенном в решении о введении карантина, при условии использования таких данных исключительно для осуществления противоэпидемических мероприятий. Это касается исключительно данных о лице, заболевшем COVID-19, сбор которых предусмотрен учетной формой № 058/о «Экстренное сообщение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, чрезвычайной реакции на прививку».
В течение 30 дней после окончания периода установления карантина такие данные подлежат обезличиванию, а в случае невозможности – уничтожению.
Новое в уголовном судопроизводстве
22 апреля с. г. был официально опубликован (вступил в силу на следующий день после опубликования) Закон Украины «О внесении изменений в пункт 20-5 раздела XI «Переходные положения» Уголовного процессуального кодекса Украины (УПК) относительно особенностей судебного контроля за соблюдением прав, свобод и интересов лиц в уголовном производстве и рассмотрения отдельных вопросов в ходе судебного производства на период карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения коронавирусной болезни (COVID 19)» № 558-IX (далее - Закон № 558-IX).
Таким образом на период действия карантина устанавливаются особые условия рассмотрения следственными судьями отдельных вопросов в ходе судебного производства.
В первую очередь, нужно обратить внимание на то, что Закон № 558-IX предоставил возможность проводить судебное заседание на досудебной и судебной стадии уголовного производства в режиме видеоконференции (более детально этот процесс регламентирован статьей 336 УПК). Решение о проведении судебного заседания в режиме видеоконференции может быть принято следственным судьей, судом по собственной инициативе или по ходатайству стороны уголовного производства, кроме рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей. Однако следственный судья или суд не вправе принять решение о проведении судебного заседания по рассмотрению ходатайства о продлении срока содержания под стражей в режиме видеоконференции, в котором за пределами здания суда находится подозреваемый (обвиняемый), если последний против этого возражает.
Проведение судебного заседания в режиме видеоконференции, в том числе во время судебного производства, осуществляется на условиях, определенных Законом№ 558-IX, с соблюдением правил, предусмотренных частями 3 - 9 статьи 336 УПК.
Участие защитника в судебном заседании обеспечивается в соответствии с требованиями УПК.
Во время досудебного расследования и во время судебного рассмотрения ходатайство о продлении срока содержания под стражей подается не позднее чем за 10 дней до окончания действия предыдущего определения о содержании под стражей.
Уголовное судопроизводство в режиме видеоконференции
По правилам, установленным УПК (статья 336), применяемые в дистанционном судебном производстве технические средства и технологии должны обеспечивать надлежащее качество изображения и звука, соблюдение принципа гласности и открытости судебного производства, а также информационную безопасность. Участникам уголовного производства должна быть обеспечена возможность слышать и видеть ход судебного производства, задавать вопросы и получать ответы, реализовывать другие предоставленные им процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности, предусмотренные этим Кодексом.
Если лицо, которое будет принимать участие в судебном производстве дистанционно, находится в помещении, расположенном на территории, находящейся под юрисдикцией суда, или на территории города, в котором расположен суд, судебный распорядитель или секретарь судебного заседания этого суда обязан вручить такому лицу памятку о его процессуальных правах, проверить его документы, удостоверяющие личность, и находиться рядом с ним до окончания судебного заседания.
Если лицо, которое будет принимать участие в судебном производстве дистанционно, находится в помещении, расположенном вне территории юрисдикции суда и вне территории города, в котором расположен суд, суд своим определением может поручить суду, на территории юрисдикции которого находится такое лицо, осуществить действия, указанные выше. Копия постановления может быть отправлена по электронной почте, факсимильным или другим средством связи. Суд, получивший поручение, по согласованию с судом, что дал поручение, обязан в определенный в постановлении срок организовать выполнение указанного поручения.
Если лицо, принимающее участие в судебном производстве дистанционно, содержится в учреждении предварительного заключения или учреждении исполнения наказаний, действия, о которых говорилось ранее, осуществляются должностным лицом такого учреждения.
Ход и результаты процессуальных действий, проведенных в режиме видеоконференции, фиксируются с помощью технических средств видеозаписи.
Лицо, которому обеспечивается защита, может быть допрошено в режиме видеоконференции с такими изменениями внешности и голоса, по которым его невозможно узнать.
Дистанционное судебное производство согласно правилам статьи 336 УПК может осуществляться в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций во время осуществления судебного производства по любым вопросам, рассмотрение которых отнесено к компетенции суда.
Игорь Ворон, юрист.