В последние дни в Украине на слуху — введение чрезвычайного положения из-за пандемии коронавируса.
На данный момент уже в трех областях Украины — Черновицкой, Житомирской и Киевской — действует режим чрезвычайной ситуации (но это другое, чем чрезвычайное положение). Сам же президент Владимир Зеленской заявлял о том, что вероятно объявление чрезвычайного положения на всей территории Украины.
А затем премьер-министр Денис Шмыгаль поручил разработать законопроект, который позволил бы президенту вводить чрезвычайное положение в стране без согласования Верховной Рады, или вообще дать право органам государственной власти “делегировать” друг другу свои полномочия, что прямо противоречит Конституции. Инициативу Шмыгаля поддержал и министр внутренних дел Украины Арсен Аваков.
Мы уже подробно описывали, что означает введение чрезвычайного положения.
Если коротко, то оно предусматривает очень широкие возможности для власти ограничивать права и свободы человека. В том числе — отключение интернета и закрытие СМИ.
Какое это имеет отношение к борьбе с коронавирусом — непонятно. Зато понятно, что это может стать инструментом для решения различных политических, коррупционных и бизнес-вопросов.
Также совершенно непонятно на каком основании кто-либо может передать президенту права на введения чрезвычайного положения, если это право закреплено в Конституции за Верховной Радой. И если президент введет режим ЧП без согласования с Радой, то это будет узурпация власти (статья в Уголовном кодексе).
“Страна” опросила политологов, зачем на самом деле власти хотят ввести чрезвычайное положение и чем это обернется для Украины.
Вот что сказал Андрей Золотарев, глава Центра “Третий сектор”, политолог из Днепра
«По предложению Шмыгаля — прогиб засчитан. Шмыгать очень поверхностно ориентируется в реалиях политики, поэтому можно расценить его предложение, как очередное опрометчивое заявление. Премьер-министр должен понимать, что Веоховная Рада должна визировать такие решения, иначе это узурпация власти и полный произвол.
Вообще власть должна понимать, что чрезвычайное положение — это обоюдоострое решение. Если государство слабое, то такого рода инициатива превращается в бумеранг и вернется по лбу его организатору. Уже все увидели, что какая у нас держава, такой и карантин. Мы видим, что держава принимает решение закрыть метро, а в результате 50 человек без масок едут в одной маршрутке. Это только мелкий пример. Какая ситуация сейчас в Украине? Мы видим, что складываются условия для идеального экономического шторма, достаточно вспомнить мыльный пузырь с ОВГЗ. То, что происходит сейчас на фоне пикирующей гривны, закрывающихся предприятий, карантинных ограничений, — это целый ряд неблагоприятных факторов. Мы на пороге огромного кризиса. У нас пиковые выплаты по кредитам, недоимка бюджета, плюс фактическая остановка экономики и возвращение наших заробитчан, чьи трудовые евро и доллары долго были именно тем источником, на котором держалась гривна. Кроме того, аппетиты олигархического кооператива никуда не исчезли. Уже можно увидеть, как некоторые эксперты, близкие к Ахметову, обосновывают повышение цен на электроэнергию. Другие эксперты обмозговывают очередной “Роттердам +”. И в этих условиях власть пытается найти вариант выхода из ситуации и считает, что ЧП может быть таким выходом. Но в итоге оно приведет к вполне предсказуемым проблемам — попытки внедрить под шумок коррупционные схемы в интересах олигарха, заткнуть рот журналистам, а по итогу привести к краху всю страну».